7 листопада 2011 р.



Новый закон о госзакупках ликвидировал старые и создал новые схемы для коррупции

Нынешняя редакция документа создает сложности при организации зоны свободной торговли с Евросоюзом

Со следующего года Европейский союз перестанет предоставлять средства на украинские проекты реформ, которые так и не воплощаются в жизнь. Об этом в одном из интервью заявил пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик. По его словам, ежегодно Евросоюз станет выделять нашей стране не более 180 млн евро. При этом деньги будут поступать непосредственно в бюджет на реформирование конкретных отраслей, а получим их мы лишь после того, как докажем серьезность своих намерений воплощать те или иные реформы. «У нас есть проекты, для которых эксперты разработали определенные рекомендации, помогли написать соответствующие законопроекты, но их не осуществили», — подчеркивает представитель ЕС. Среди несостоявшихся проектов он выделил антикоррупционное законодательство, в первую очередь закон о государственных закупках.


Льготный государственный


Прошел месяц с тех пор, как Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» вступил в силу. В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), которое фактически лишилось рычагов влияния на процесс проведения государственных закупок, уже готовят поправки к свежему закону, параллельно изучая новые лазейки для коррупции, которые создал этот документ.

Новый закон о госзакупках проживет не дольше, чем его предшественники, и будет отменен или переписан в преддверии создания зоны свободной торговли с ЕС

И это будет далеко не первая попытка поменять законодательство в сфере государственных закупок. После ликвидации скандальной Тендерной палаты процесс создания профильного закона, его доработка и совершенствование, превратился в драматический сериал. У него долгая история: изменения к закону о госзакупках начали готовить еще при правительстве Юлии Тимошенко. После смены власти недоработанное наследство досталось премьеру Николаю Азарову и президенту Виктору Януковичу, который дважды ветировал этот текст, возвращая его парламенту и правительству на доработку. Последний раз это произошло в июне нынешнего года. Глава государства наложил вето на документ, не согласованный со Всемирным банком и переписанный депутатами профильного экономического комитета Верховной Рады между первым и вторым чтением.
Янукович мотивировал свое решение тем, что принятые поправки ограничивают сферу применения «закупочного» закона. В частности, европейским стандартам не отвечало предложение законодателей исключить из сферы действия закона закупки, которые проводятся за средства предприятий государственного и коммунального секторов экономики, что могло бы привести к конкуренции в соответствующих сферах и дополнительным бюджетным расходам. Кроме того, документ значительно расширял возможности применения процедуры закупки у одного участника.

Первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев самоустранился от процесса государственных закупок

В июле, непосредственно перед уходом на парламентские каникулы, депутаты прислушались к гаранту и внесли несколько поправок. Президент подписал обновленный закон, не обратив внимания на норму о госпредприятиях, которую авторы сохранили в документе, несколько изменив ее трактовку. Государственные (коммунальные) предприятия и предприятия с госдолей более 50% могут проводить закупки без тендеров лишь за собственные (небюджетные) средства. Однако есть нюанс: это касается лишь тех предприятий, которые не пользуются налоговыми льготами, не имеют долгов перед бюджетом и вообще не пользуются прямой или опосредованной бюджетной поддержкой.
Это положение закона — хорошая лазейка для коррупции, поскольку можно будет влиять на решение органа, контролирующего финансовое состояние госпредприятий. «Такой проверкой будут заниматься проверяющие органы, они же и будут устанавливать: кто попал, а кто не попал под сферу действия закупок. В данном случае коррупция может возникнуть на уровне заказчика и проверяющего», — говорит народный депутат Ксения Ляпина («Наша Украина — Народная самооборона»). К тому же в законе четко не разъясняется, что такое «прямая или опосредованная бюджетная поддержка».
А ведь речь идет о больших суммах. По договорам о закупке за счет государства львиную долю составляют средства государственных, казенных и коммунальных предприятий, а также деньги хозобществ, в которых госдоля превышает 50%. В перечне наиболее активных заказчиков — Министерство энергетики и угольной промышленности (ранее — Минтопэнерго) и подведомственные ему организации, которые в прошлом году заключили договоров на общую сумму 72,4 млрд гривен (42,1%), а также Министерство инфраструктуры (Минтранссвязи) — 38,2 млрд гривен (22,2%). А вот закупки Министерства здравоохранения, чье руководство президент и премьер неоднократно упрекали в слабой госзакупочной активности, в период с мая по конец октября превысили 1,1 млрд гривен.
Именно в этих ведомствах чаще всего происходят скандалы на коррупционной почве. И теперь, по информации «Эксперта», чиновники профильного департамента МЭРТ готовят проект поправок в документ, предполагающих полный вывод госпредприятий из-под действия закона.

Семеро на одного

Норма нового закона, меняющая формулу применения процедуры закупки у одного участника, тоже способствует злоупотреблениям. В законе попросту отсутствует необходимость получать согласование уполномоченного органа в сфере госзакупок при такой закупке. То есть теперь Минэкономразвития не может приостановить тендерные торги, как это было раньше, поскольку согласия министерства на это уже не требуется. Таким образом, профильный департамент, на сотрудников которого в прошлом ложились предметные подозрения в коррупции, лишился всяческих рычагов влияния на процесс закупок товаров и услуг. «Изменения в закон предоставили возможность заказчикам самостоятельно выбирать процедуру закупок. То есть ее можно проводить у одного участника без согласования с МЭРТ», — уточняет заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики, народный депутат (Партия регионов) Алексей Плотников.
В перечне полномочий министерства сохранились исключительно методологические функции, а именно: готовить проекты нормативных актов, совершенствующих процедуру закупок, разрабатывать уточняющие законы формы проведения закупок, организовывать и проводить встречи чиновников правительства с международными организациями, консультировать участников тендеров и пр.
Среди других функций профильного департамента экономического министерства числятся проведение анализа эффективности и планомерное наблюдение за процессом. «Это как флюорография. Вот скажите, влияет ли как-то на вашу жизнь флюорография?» — иронизирует один из чиновников МЭРТ. Если в ходе мониторинга чиновники департамента обнаружили нарушение, они передают документы профильному министерству или ведомству, где и принимается решение о совершившейся сделке. Сейчас возможностей для коррупции на уровне департамента в Министерстве экономразвития в принципе нет, поскольку вся ответственность стопроцентно переходит на уровень заказчиков.
Еще одна сфера для применения усилий — разработка и совершенствование направления «электронные закупки», то есть создание отдельного сайта и программного обеспечения, централизующего информацию о закупках в стране. Цена вопроса — всего лишь полмиллиона евро. Уполномоченные сотрудники профильного департамента ведут переговоры с международными донорскими организациями, чтобы те безвозмездно профинансировали проект. Пока безуспешно.

 Журавль в небе

Первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев фактически упустил из рук сферу госзакупок, пустив департамент на путь самоуничтожения и, по сути, оставив не у дел целое подразделение.
Зарплаты у чиновников департамента, как и министерства в целом, остаются очень низкими. К примеру, зарплата у ведущего специалиста составляет 1200 гривен. А средств различных фондов ведомств, в отличие от Нацбанка, таможни, налоговой, у которых есть собственные доходы, не имеет.

Теперь Минэкономразвития не может приостановить тендерные торги, как это было раньше, поскольку согласия министерства на это уже не требуется

Поэтому многие чиновники департамента госзакупок подумывают уволиться из министерства, а в администрации президента вообще рассматривают возможность ликвидации департамента или сокращения его штата втрое. Отчасти за этим кроется желание Клюева самоустраниться от процесса и минимизировать риски на будущее: ведь за последние годы слишком много чиновников «погорело» на почве государственных закупок. Это и министр экономики в правительстве Тимошенко Богдан Данилишин, который из-за подозрений в коррупции сейчас скрывается в Чехии, и бывший заместитель министра экономики Александр Сухомлин (уже в правительстве Азарова), которого в конце марта нынешнего года премьер отстранил от выполнения обязанностей в связи с подозрением в коррупции. Тогда якобы процедура закупки по организации питания военнослужащих у одного участника проводилась у единого поставщика продовольствия в интересах нескольких коммерческих структур, пользующихся лояльностью министра обороны Михаила Ежеля. Тогда же следом за Сухомлином должности лишился начальник департамента по госзакупкам Министерства экономического развития и торговли Виталий Абасов (сейчас он работает в Антимонопольном комитете).
С того момента и по сегодняшний день департамент возглавляет человек Клюева Александр Анипко, а его деятельность курирует также ставленник Клюева — Владимир Павленко.
Осторожничает Клюев не напрасно, тем более что европейцам и участникам рынка есть к чему придраться. Закон устанавливает серию порядков, не детализируя нюансы многих процедур. К примеру, к процедурам у одного участника, кроме прочего, отнесена «неотложная необходимость в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств». О каких именно обстоятельствах идет речь, в законе не уточняется, а значит, под этот пункт при желании можно подтянуть любую процедуру.
Нынешняя ситуация в сфере госзакупок может привести не только к сворачиванию европейской помощи, но и к сложностям при создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европейским союзом и подписании соглашения об ассоциации. Дело в том, что одним из элементов ЗСТ является унификация украинского и европейского законодательства в сфере госзакупок. Украинское законодательство должно быть приведено в соответствие с европейским, чтобы украинские компании на равных могли участвовать в европейских тендерах, а европейские — в тендерах в Украине.
Новое законодательство по многим пунктам (в частности, по норме о внетендерной процедуре закупок для госпредприятий) не соответствует европейским требованиям, поэтому к нему неминуемо будут претензии со стороны чиновников Евросоюза. Соответственно, новый закон о госзакупках проживет не дольше, чем его предшественники, и будет отменен или переписан в преддверии создания ЗСТ с ЕС. В случае интеграции Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сложится аналогичная ситуация — нашу страну не впустят в Таможенный союз до тех пор, пока отечественное законодательство о госзакупках не будет унифицировано с российским.

 

По материалам expert.ua